Версия для слабовидящих

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО
СТРАХОВАНИЯ

9 Июля 2018

Четыре проекта

Правительство потратит на четыре национальных социальных проекта 6,6 трлн руб.: 1,5 трлн руб. на «Здравоохранение», 3,8 трлн руб. на «Демографию», 800 млрд руб. на «Образование» и около 546 млрд руб. на «Науку». Об этом рассказала вице-премьер Татьяна Голикова на селекторном совещании с регионами 6 июля, передает корреспондент РБК. Голикова подчеркнула, что эти цифры, как и другие оценки расходов на реализацию нацпроектов, носят предварительный характер, поскольку формирование бюджета на 2020 и 2021 годы не завершено, как и согласование шестилетних параметров нацпроектов.
Правительство разрабатывает национальные проекты по указу президента. «Они [нацпроекты] будут содержать целевые показатели. Целевых показателей не должно быть много», — заявила Голикова.
Нацпроекты будут состоять из федеральных проектов, в которые войдут и уже действующие приоритетные проекты. На базе федеральных составляющих, в свою очередь, сформировать свои документы с целевыми показателями должны будут регионы. 4 июля правительство направило в регионы методические рекомендации подготовки таких документов, рассказала Голикова. Особое внимание власти планируют уделить показателю смертности населения, так как он, в свою очередь, влияет на достижимость целевого показателя продолжительности жизни.

Здравоохранение

Среди федеральных проектов в сфере здравоохранения Голикова отметила программу увеличения доступности первичной медпомощи (поликлиники, амбулатории, кабинеты врачей, скорые и т.д.) в отдаленных районах, по борьбе с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями и программу по подготовке и привлечению медицинских кадров.
Для выполнения программы по увеличению доступности первичной помощи правительство планирует в первую очередь строительство и модернизацию медицинской инфраструктуры на селе. В малонаселенных пунктах должны быть построены и открыты фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) и врачебные амбулатории. Для тех населенных пунктов, где невозможно создать такую инфраструктуру, должны быть приобретены мобильные медицинские комплексы и организованы выездные медицинские бригады.
Отличием федеральных проектов по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией от других подобных в здравоохранении является то, что они предусматривают разработку программ, включающих не только модернизацию инфраструктуры, но и мероприятия по их профилактике и выявлению, рассказала Голикова. При этом в рамках «онкологической» программы предусмотрен межбюджетный трансферт в Федеральный фонд ОМС для увеличения тарифа на оказание онкологической помощи, тогда как для программы по борьбе с сердечно-сосудистыми заболеваниями этого не предусмотрено, отметила Голикова. Позже в пресс-службе вице-премьера РБК пояснили, что рост бюджетных ассигнований на тарифы по оказанию медицинской помощи предусмотрен трехкратный — с 320 тыс. до 956 тыс. руб​.
На здравоохранение выделили достаточно большую сумму, заметила директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. «Но, прежде чем добавлять деньги, хотелось бы понимать цели и средства их достижения. Например, в системе здравоохранения вложения в стены, строительство ФАПов и т.д. менее эффективны, чем те же вложения в технологии и компетенции», — указала она.

Демографический проект

Демографический нацпроект состоит из пяти частей, указала Голикова. Поддержка семей и увеличение рождаемости, создание мест в яслях для детей до трех лет, поддержка и формирование здорового образа жизни, отдельная программа инвестиций и модернизации спортивной инфраструктуры, а также проект «Старшее поколение», направленный на социализацию и поддержку старшего поколения.
По ее словам, федеральный проект поддержки пожилых граждан будет подразумевать интеграцию ​«медицинской и социальной составляющих», с тем чтобы им было проще получить медицинскую помощь и вести активную жизнь. «Это также потребует развития направления в здравоохранении — гериатрии (раздел медицины, изучающий болезни и их лечение у людей пожилого возраста. — РБК) — и создания в медицинских организациях гериатрических отделений, подготовку врачей-гериатров, применение мультидисциплинарного подхода», — отметила Голикова.

Наука и образование

При реализации нацпроекта по образованию Голикова попросила регионы не ограничиваться «только созданием мест в школах и количеством закупленного оборудования», а сосредоточиться на «качественных показателях», которые будут характеризовать систему обучения в школ​​ах и училищах. Она подчеркнула, что эти же требования будут предъявлены и к региональным вузам.
Проект должен быть направлен на раннее развитие детей, выявление талантливых детей и развитие их возможностей, указала вице-премьер. «Выявленные талантливые дети должны получить дальнейшую поддержку и сопровождение, включая их участие в олимпиадах, профессиональное развитие и трудоустройство», — сообщила Голикова. Еще одна задача проекта, на которую обратила внимание чиновник, — развитие наставничества. «И здесь важна поддержка наставников, в первую очередь среди лиц предпенсионного возраста», — заметила она.
Озвученные направления развития — это компромисс, к которому пока пришло правительство в результате переговоров с самыми разными агентами влияния, заметил ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. Он отметил, что Голикова ни слова не сказала о проекте «Цифровая школа», но предположил, что причина в том, что формально это направление не является социальным, а войдет в проект «Цифровая экономика».
В проект следовало бы добавить направление по обучению людей старшего возраста, отдельно заметил Реморенко. «Я в курсе, что в нацпроекте «Демография» есть раздел, посвященный пожилому человеку, но, на мой взгляд, социальная поддержка и образование — это предельно разные вещи», — указал он. По его мнению, если правительство хочет видеть востребованных на рынке труда людей старшего возраста, то должно отдельно прописать программу по развитию сферы обучения для них.


Возврат к списку

Региональные новости

Территориальные фонды

Горячие линии

Во всех субьектах Российской Федерации действуют горячие линии территориальных фондов обязательного медицинского страхования

При обращении на горячие линии граждане могут получить консультативную помощь по вопросам:

  • о наличии права и порядке выбора (замены) страховой медицинской организации, порядке получения полиса обязательного медицинского страхования;
  • о наличии права и порядке выбора медицинской организации и врача в соответствии с законодательством;
  • о режиме работы медицинской организации;
  • о порядке получения различных видов медицинской помощи в рамках базовой и территориальной программ обязательного медицинского страхования;
  • о возможности прохождения диспансеризация и профилактических медицинских осмотров;
(495) 952-93-21

Телефон горячей линии МГФОМС

Аналитика

Данные на 01.01.2018

Данные на 01.01.2018

Данные на 01.01.2018

Данные на 01.01.2017

Данные на 01.01.2018

Данные на 01.01.2018

 

Застрахованных лиц по данным за 2014-2018 гг

Медицинских организаций ОМС по данным за 2014-2018 гг

Страховых медицинских организаций по данным за 2014-2018 гг

Среднемесячная заработная плата врачей по данным за 2013-2017 гг

Медицинских организаций, оказывающих ВМП по данным за 2015-2018 гг

Застрахованных лиц, получивших ВМП по данным за 2015-2018 гг

 

Направление деятельности

Организация ОМС

Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона Российской Федерации №326-ФЗ от 29 ноября 2010 года «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы обязательного медицинского страхования.

Во исполнение установленных функций, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, выравнивание финансовых условий деятельности территориальный фонд обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования путем направления территориальным фондам обязательного медицинского страхования финансовых средств на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.

Расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.

Финансово-экономическая деятельность

Финансово-экономическая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования направлена на обеспечение исполнения федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на очередной финансовый год по следующим направлениям деятельности:

  • Предоставление субвенций бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования
  • В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении переданных полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, осуществляется за счет субвенций, предоставленных из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды).

    Размер субвенции, предоставляемой из бюджета Федерального фонда бюджетам территориальных фондов, рассчитывается в соответствии с единой для всех субъектов Российской Федерации Методикой распределения субвенций, предоставляемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2012 г. № 462 (далее – Методика).

    В соответствии с Методикой объем субвенций, предоставляемый бюджетам территориальных фондов, определяется исходя из численности застрахованных лиц, норматива финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования, установленного в программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи, и, в целях учета региональных особенностей субъектов Российской Федерации, коэффициента дифференциации, рассчитываемого для каждого субъекта Российской Федерации. Распределение субвенций на очередной финансовый год утверждается федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и плановый период.

    Субвенции предоставляются при условии соответствия объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации, размеру страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения, рассчитанному в соответствии со статьей 23 Федерального закона № 326-ФЗ, и при условии перечисления в бюджет Федерального фонда ежемесячно, не позднее 28-го числа, одной двенадцатой годового объема бюджетных ассигнований на обязательное медицинское страхование неработающего населения, утвержденного законом о бюджете субъекта Российской Федерации.

  • Финансовое обеспечение Родовых сертификатов
  • Ежегодно из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации предоставляются межбюджетные трансферты на оплату медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, и медицинской помощи, оказанной женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка, поставленного в течение первого года жизни в возрасте до трех месяцев на учет в указанной организации, а также на оплату услуг по изготовлению и доставке в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации бланков родовых сертификатов.

  • Предоставление единовременных компенсационных выплат медицинским работникам
  • С 2012 года в Российской Федерации действует программа «Земский доктор», которая доказала свою эффективность и позволила привлечь медицинских работников в сельскую местность для обеспечения качественной и доступной медицинской помощи жителям этих территорий.

    В период 2012 - 2017 годов единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей получили 29 тысяч медицинских работников, переехавших на работу в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа.

    В 2018 году продолжается осуществление единовременных компенсационных выплат, но изменился источник софинансирования этих выплат: вместо средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на указанные цели направляются средства федерального бюджета.

    Порядок софинансирования этих выплат за счет средств федерального бюджета установлен Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и г. Байконура на реализацию отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», являющимися приложением № 3 к государственной программе Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1640.

    В соответствии с вышеназванными Правилами в каждом регионе утверждается собственный порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам).

    Единовременные компенсационные выплаты предоставляются однократно уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, заключившим с медицинским работником договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.

    Подробную информацию об участии в 2018 году в программе «Земский доктор» можно получить в министерствах (департамента, комитетах) здравоохранения соответствующих регионов.

  • Мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов обязательного медицинского страхования
  • В целях повышения эффективности расходов бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования и качества управления средствами обязательного медицинского страхования Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Федеральный фонд, территориальные фонды) в соответствии с приказом Федерального фонда от 19 января 2015 г. № 6 «Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента фондов обязательного медицинского страхования» осуществляется мониторинг качества финансового менеджмента территориальных фондов. Предметом мониторинга является качество финансового менеджмента, осуществляемого фондами. Критерии качества финансового менеджмента включают следующее:

    • точность финансового планирования;
    • эффективность управления дебиторской задолженностью;
    • качество работы по восстановлению средств обязательного медицинского страхования;
    • полнота и своевременность исполнения бюджетных обязательств;
    • эффективность управления кредиторской задолженностью;
    • своевременность осуществления межтерриториальных расчетов;
    • соблюдение финансовой дисциплины;
    • наличие системы внутреннего контроля;
    • качество работы по судебным искам;
    • трудовой потенциал финансового (финансово-экономического) подразделения фонда.

    Рейтинг ТФОМС по качеству финансового менеджмента за 2016 год

    Рейтинг территориальных фондов обязательного медицинского страхования за 2017 год

  • Размещение временно свободных средств
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет размещение временно свободных средств в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2010 г. № 1225 «О размещении временно свободных средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».

Правовая деятельность

Согласно Уставу Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 № 857, одними из функций ФОМС являются:

  • издание нормативных правовых актов и методических указаний в соответствии с полномочиями, установленными Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации;

  • утверждение формы заявлений, реестров счетов, актов, иных документов, указанных в нормативных правовых актах, предусмотренных Федеральным законом Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации, и порядок их заполнения, если иное не установлено этим Федеральным законом;

  • осуществление международного сотрудничества в сфере обязательного медицинского страхования;

  • право на организацию подготовки и дополнительного профессионального образования, в том числе за пределами территории Российской Федерации, работников Федерального фонда и участников обязательного медицинского страхования в целях осуществления деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.

Контрольно-ревизионная деятельность

В соответствии с пунктом 6 части 2 статьи 7, пунктом 7 части 8 статьи 33, части 12 статьи 50.1, части 12.5 статьи 51  Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изменениями) и на основании пункта 8 Устава Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за соблюдением субъектами и участниками обязательного медицинского страхования законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием ими средств обязательного медицинского страхования, в том числе проводит проверки и ревизии.

Основные функции Контрольно-ревизионного управления:

  • контроль за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и использованием средств обязательного медицинского страхования, в том числе проведение проверок и ревизий;

  • проведение аналитической работы по результатам проверок;

  • разработка методологии проведения финансового контроля деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

  • проведение аналитической работы по отчетным данным территориальных фондов обязательного медицинского страхования о результатах деятельности их контрольно-ревизионных подразделений;

  • осуществление контроля за выполнением территориальными фондами обязательного медицинского страхования мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных при проверках.

Контрольно-ревизионная деятельность ФОМС:

Приказ ФОМС от 16 апреля 2012 года № 73 "Об утверждении Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".

Приказ ФОМС от 19 декабря 2013 года № 260 "Об утверждении порядка осуществления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования контроля за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании и за использованием средств обязательного медицинского страхования".

Типовая программа проверки (ревизии) соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования в 2017 и 2018 годах.

Полезные ссылки

Контактная информация

Адрес федерального фонда обязательного медицинского страхования:
127994, ГСП-4, Москва, ул.Новослободская, 37 корп. 4а

Справки по вопросу регистрации письменных обращений граждан:
(495) 870-96-80, доб. 1522, 1514, 1517

Прием корреспонденции общим отделом
пн-чт с 9:00 до 17:45, пт с 9:00 до 16:30

По вопросам связанным с порядком получения гражданами полиса ОМС и порядком получения медицинского обслуживания по полису ОМС:
(499) 973-31-86; (495) 870-96-80, доб. 1042, 1048